Евгений Боровик:
Всем Привет! Как и обещал, хочу поделиться с вами впечатлениями от своей недавней поездки в Италию.
Я люблю отдыхать активно, поэтому кроме прогулок по великолепным окрестностям озера Рива-дель-Гарда, гастрономических удовольствий и просто переключения с одного вида деятельности на другой(а это говорят лучший вид отдыха), я ещё неплохо попрыгал БЭЙС и полетал в вингсьюте над уже знакомыми мне местами.
Собственно об этой части поездки и хотел рассказать поподробнее. И в частности о своих наблюдениях и выводах, о том что мне помогает развиваться в полётах в вингсьюте, как при прыжках с самолёта, так и в БЭЙСе.
Всем известно заветное правило, чтобы хорошо летать в винге – надо много летать в винге. И я с этим полностью согласен. Другой вопрос, что нам помогает быстрее понять, а главное почувствовать какие манипуляции с нашим костюмом дают требуемый режим полёта.
Так вот, ответа здесь на мой взгляд два. Один очевиден и лежит на поверхности, а второй упускается многими пилотами из виду, что и мешает им прогрессировать быстрее. И при одном и том же объеме прыжков решать качественно более сложные и интересные задачи с лучшими результатами.
Начнём с простого и очевидного. Это качественный анализ всех своих полётов в вингсьюте по GPS трекеру. Не важно прыгаете вы с самолёта или в горах, только достоверная информация о скорости, дистанции, качестве, углах, сопротивлении с которыми вы двигаетесь в воздухе позволят вам понимать обратную связь между своей позой и тем эффектом, который она имеет на режим вашего полёта.
Важность этого момента я стал понимать только начав прыгать и выступать в дисциплине вингсьют пилотирование (performance flying). Где, при поддержке старших “крылатых” товарищей, я быстро освоился и при скромном объёме тренировок даже показал хороший результат. В первом же сезоне, соревнуясь с пилотами, имеющими многолетний опыт и совершающих подавляющее большинство своих прыжков в вингсьюте, я попал в Сборную команду страны.
Осенью того же года на бейсджампинге, уже с прибором FLYSIGHT(GPS трекер), я анализировал каждый прыжок не по ощущениям, а по точным данным, что позволило мне по-другому увидеть происходящее со мной в полёте, повысить безопасность и решить для себя ряд задач, до этого недостижимых, я остался очень доволен.
К тому же на специальном сайте Skyderby. ru, где зарегистрированы тысячи пилотов со всего мира, можно поучаствовать в онлайн соревнованиях и увидеть себя в мировом рейтинге, просто выгрузив туда свой трэк. Там есть несколько категорий, в которых оцениваются, например, скоростные возможности пилотов, качество их старта в бэйсе, максимальный набор высоты в полёте (да, да вингсьюты летают вверх), ну и конечно стандартные упражнения из дисциплины вингсьют пилотирование. Отличная платформа, мотивирует к развитию, спасибо Александру Кунину, за лучший в мире ресурс для летающих спортсменов.
И вот мы подходим ко второму моменту. Точные данные – это конечно прекрасно, при желании мы даже можем просчитать своё тело в конкретном вингсьюте, относительно своей конституции и физических возможностей (вес, рост, длины конечностей, центр тяжести, сила, подвижность), описать всё в точных математических моделях. Но как управляя вингсьютом переходить из одного режима полёта в другой безошибочно или с минимальными потерями, вот я лечу на скорость, а вот на время, а вот на дальность, а вот на спине и т. д.
На мой взгляд ответ лежит внутри вингсьюта. То есть буквально. Это наше тело. Сам костюм вещь намного более простая, и с ограниченным потенциалом. Но даже этот потенциал мы зачастую не можем использовать, так как лимитируем его возможностями своего тела, а точнее теми полётными навыками, которые в нём заложены на каждый конкретный момент. Не важно летите вы в вингсьюте, трэксьюте, или в джинсах и футболке, лишь умение широко использовать полётный потенциал своего тела, даст вам понимание и возможность правильно и на полную пользоваться потенциалом тех тряпок, которые на вас надеты. Ну а учить тело летать лучше всего в условиях аэродинамического тоннеля, как вы понимаете.
Например, перед этой поездкой я ставил для себя 2 основные задачи. Во-первых, улучшить свой старт, во-вторых, начать летать с меньшим сопротивлением, следствием чего будет увеличение горизонтальной скорости при заданной вертикальной. В полётах над рельефом правильная скорость очень важна – это тот запас энергии, благодаря которому можно приближаться к поверхности относительно безопасно. Скажу сразу, у меня получилось и первое и второе.
Если не брать во внимание старт, который сейчас уж очень долго тут расписывать, и сразу переключиться на скорость, то однозначно мне помогло следующее. За пару месяцев до поездки, я начал летать в трубе регулярно, поставив себе задачу делать это максимально прямым, при любом движении. Я умею летать сложные траектории, но вот делать это не сгибаясь, используя тело максимально эффективно, как единую плоскость, у меня часто не получалось. Твёрдо решив освоить необходимую мне технику, я начал перестраивать старые двигательные стереотипы, и поначалу это было совсем не легко. Но с каждым разом получалось всё лучше и лучше. В итоге я получил и продолжаю получать огромное удовольствие, расширяя свой технический арсенал и понимание полёта. А в вингсьюте стал тоньше чувствовать положение своего тела, изменил его там, где это было необходимо, что сразу же привело к уменьшению сопротивления воздуха и потерь скорости, позволив мне летать в среднем на 20 км/ч быстрее.
Так что берите на заметку, товарищи пилоты, а также любители полетать в углах, интеграция при обучении вингсьюту в вашу подготовку такого инструмента как аэродинамическая труба, в итоге позволит вам быстрее понять, как максимально эффективно использовать ваши крылья, в широком диапазоне режимов полёта. От чего несомненно получаешь огромное удовольствие. Этого вам и желаю.
Интересная информация: